сайт клуба "КОЛОВРАТ"
Четверг, 25.04.2024, 22:33
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Вспомним, братья - во все времена мы одолевали в рукопашных схватках своих врагов, откуда бы они не приходили - с Севера или Юга, с Востока или Запада. И наши победы не были делом случая, они имели под собой основу - русское воинское искусство, систему подготовки из мальчишки надежного воина.

    Кулачный бой.

    Скобарь, ломание или плясать веселого.

    Буза.

    Самбо.

    Самоз.

    Русский стиль.

    Славяно-горицкая борьба.


     
    По материалам газетных и журнальных публикаций.
    А также по материалам второй книги:"Искусство атаки". А.Белова.

    Кулачный бой.


      На протяжении многих веков жил на Руси обычай стеношного боя. В масленицу, чаще всего на замершей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городов и шли стенка на стенку. Нам кулачное побоище может показаться бессмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить значит не знать отечественной истории, причин, породивших его. 
      Почему сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой - санный. По замершим рекам и болотам передвигались и войска - вероятность сражения на льду была велика. 
      Причем исход битв решали не только дружинники(профессиональные ратники), сколько ополченцы простой люд, крестьяне, ремесленники. А так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для дружинников умение владеть оружием служило основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал. вынуждены были готовить себя к битвам между делом.
      Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку настоящим воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. Так возникла традиция стеношного боя. Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходились стенка на стенку, каждая могла иметь два, три, а то и больше рядов. Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогили - ведь свои же, русские(в отличие от восточных единоборств, где добивание противника символическое или реальное - непременное условие). Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую. 
      Кулачный стеношный бой бал подготовкой воинов, что называется, без отрыва от производства. Ополченцы стремились всегда скомпенсировать недостаток вооружения и профессионализма неожиданным использованием ситуации. Так, на знаменитое Ледовое побоище ополченцы, собранные Александром Невским, не надели лат и взяли с собой багры. Знали, что в апреле лед на Чудском озере коварный, а потому тяжестей на себе надо иметь поменьше. Баграми же удобно стаскивать тяжело вооруженных рыцарей с лошадей. Ноги-то у животных на замерзшем озере разьезжались, они были не поворотливы, а потому ополченцы, привыкшие передвигаься по льду(сколько на нем стеношных боев проведено!), обладали инициативой и навязывали противникам выгодную для себя дистанцию. Так их полнлстью и разгромили - еого врукопашную, кого в полыньи загнали. 
      Кстати, на Куликовском поле передовой полк полностью состоял из ополченцев, и они свою задачу выполнили - выдержали первый натиск. конница Мамая хоть и смяла их, но стенку не разогнала. 
      В стеношном бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели - сам погибай, а товарища выручай. Но, помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением, Для его приобретения существовали свои способы...
    Скобарь, ломание или плясать веселого.


      И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи союз восточнославянских племен. 
      Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Веселого ломают под гармошечный наигрыш. Мотив незатейлив, довольно ритмичен и, видно, неспроста. Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние. Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под музыку же просходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист ( в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш. У музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть. 
      Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы ( гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чуств работали по-другому, да и вообще, отношение к жизни или смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с японским ката или китайским тао) служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка. 
      Ломание переходило постепенно в обрядовый бой. Подобная схватка - реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий - яр. 
      С другой стороны слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление. Считая себя потомками Джабога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию,которая управляется солнечным сплетением.По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим средоточинием точку в нижней части живота- даньтянь, а человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам. 
      Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый - до полного уничтожения противника. Тренированный боец наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движения танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно. Дело в том, что каратистские удары в большенстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требует в ней некоторой концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта. Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.
    Буза.


      Буза близка к скобарю. Это многопланавая традиция подготовки воев ополченцев. Само слово "буза" имеет несколько значений: соль домашней выварки, особый хмельной напиток из четырех видов круп, традиционная манера ведения боя воями. Бузовка плетка. Бузовая земля плодородная, дерево бузеет - безудержно растет. Есть и старинная припевка:

    Молодая кровь играет
    По бузиться хочется.
    Молодая кровь горячая
    На волю просится!

      Традиция бузы охватывала часть быта простонародья,проявлялась в танцах, песнях, игрищах. Кстати, мы сейчас совершенно не представляем роль песни в подготовке к поединку. Пение, особенно хоровое, напитывало людей духовной и, как следствие, телесной силой. Потому неспроста и не для смеха, припевали, пританцовывали, пускались в присядку, падая на спину, вращались на спине - скоморохи, да и только! 
      Участвуя в бузе, человек, как и при ломании, внешне напоминает пьяного.( А ведь у китайцев одним из самых эффективных считается стиль "пьяного"!) Стандартных приемов как таковых практически нет, все определяет ситуация. Кстати, это одна из самых типичных особенностей, объединяющая восточнославянские стили, отсутствие четко очерченных приемов. Во главу угла ставится общие принципы ( и психические, и физические), наработка же дискретных действий, приемов, связок вторична, а то и вовсе необязательна.  
      Буза,как и система Кадочникова, предусматривает ведение поединка на всех уровнях.Есть в бузе и элемент "покач", родственный по назначению и типу движения "маятнику" Поединщики в бузе одинаково универсально противостоят и кулачным ударам, и борцовским приемам. 
      Настоящая схватка коротка и безжалостна.А вот обрядовая, под гармошку, когда один другого вызывает на задор могла быть долгой по настроению. 
      Вообще у бузы откровенно языческий характер. Участвующие в обряде испытывали несколько особых психических состояний. Первое начиналось уже тогда, когда бойцы шли на бой. Шли не просто, а совершая определенные ритуалы, настраивающие на бой. Затем, при встрече с противоборствующей стороной затевался задор, задирание, ломание( каждому действию соответствовала подвижка в психике), переходящая в драку по определенному уговору. 
      Помимо кулачного боя у славян культировались и другие не менее популярные виды единоборств: палочный бой(запрещен с XVI века), борьба в схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах... всех сейчас мы и не знаем. В начале XX века они возродились в новых видахединоборств.


    Самбо.

      Такова история нашей страны, что самбо тридцатых годов для нас до сих пор остается "terra incjgnita". Просматривая современну самбистскую литературу, невольно задаешь себе вопрос: неужто эта малоэффективная в реальном бою техника привлекла такое большое количество людей? Конечно же нет. Просто на определенном этапеначалось выхолащивание техники самбо. Его разделили на спортивное - для всех и на боевое - для избранных. В число последних вошли сотрудники НКВД и офицеры армейской разведки. Естественно, что избранных обучали не только так хорошо показанной в советском кино бросковой технике. Так, например, в книге В. Ознобишина "Искусство рукопашного боя", вышедшая в1930 году в издательстве НКВД, были даны очень интересные разработки. В частности, работа ногами была заимствовона из французского саватэ; руки рекомендовалось ставить по школе английского классического бокса; в ближнем бою ставка делалась на дзюдо и на джиу-джитсу - подсечки, броски, болевые..

    Самоз.


    Как это не покажется странным, но наряду с жесткими системами в рамках боевого раздела самбо существовала и другая самоз Владимира Спиридонова. В отличии от других основоположников самбо Ощепкова, Харлампеева и Ознобишина этот человек не обладал богатырским здоровьем. Напротив, получив тяжелое ранение, Спиридонов был вынужден делать ставку на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу. 
      Система Спиридонова во многом напоминала айкидо, тот же основной принцып не мешать противникуатаковать, а в определенный момент нейтрализовать, используя его же собственную силу. Ударная техникапри этом не исключалась, но тактика поединка строилась исключительно от обороны. Главное же в этой системе - научиться работать расслаблено. Очень непросто заставить себя не напрягаться, когда перед тобой противник, вооруженный ножем или саперной лопаткой. Но если это удается, то, используя технику Спиридонова, можно за считанные секунды обезвредить вашего оппонента. В большенстве вариантов работы против оружия, оно, оставаясь в руках нападающего, приченяет вред ему самому. 
      В системе Спиридонова вообще нет атаки как таковой, и соответственно психика настроена лишь на ответное действие. В то время как бросок или же удар чаще всего настраивают на атаку. 
      Техника руссого стиля не требует ни каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии. Борьба позволяет рассчитывать на успех при самых разнообразных условиях - в тесной комнате, на лесной поляне, в снегу по пояс; на всех уровнях - стоя, на коленях, лежа. Соперник может быть вооружен чем угодно: ножем, мечом, ломом, топором, пистолетом. Глядя со стороны на поединок, создается впечатление, что соперник просто поддается, подыгрывает. Партнер, начав атаковать, перестает принадлежать себе. Превращается как бы в марионетку, все нити от которой в руках владеющего русским стилем.

    Русский стиль.


      Стиль, ставший основой в краснодарской школе, ведет свою родословную от В.А.Спиридонова. Этот стиль прошел испытания войной, но сегодняшним уровнем во многом обязан А.А.Кадочникову. Именно он довел его до высочайшего совершенствования и надежности. Работа в трех плоскостях - одно из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из равновесия. 
      Но неужели Кадочников до всего дошел сам, создал свой, непохожий ни на что стиль? Алексей Алексеевич на это не претендует и считает, что просто систематизировал те знания и навыки, которыми испокрн веков владели русские воины. 
      Сам Алексей Алексеевич Кадочников учился "русскому стилю" после войны в одном из спецучилищ (где готовили диверсантов), куда после революции и было запрятано боевое искусство русских воинов. Правда, во время Великой Отечественной войны оно еще ходило среди обыкновенных солдат - передавалось как ремесло, из поколения в поколение. Но после войны постепенно искусство русскрго рукопашного боя стало забываться. На некогда общевойсковую подготовку был наложен гриф "Совершенно секретно". Таким образом, мы оказались на грани потери своего боевого искусства. 
      Нельзя забывать, что рукопашный бой лишь одна составная часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. 
      Оценка ситуации местности, времени суток и года необходимы в "русском стиле". В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от видов спорта, во многом потерявших связь с настоящим боевым искусством. 
      Эксперементы показали, что, если человек сожмет руку в кулак даже вполсилы и будет держать ее так, то через 74 секунды иссякнет вся его энергия. Так какой же после этого он боец? В русском же стиле сила используется всего на четверть, тогда как представители других видов боевых единоборств вкладывают в прием, удар максимум усилий. Это только в кино они бесконечно долго бьются - в жизни их ненадолго хватает. Владея русским стилем, даже обессиленные, раненые могут побеждать противника. В школе Кадочникова старики "заваливают" здоровых молодцев. Используя энергию, силу самих нападающих, а своей расходуют минимум. 
      Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики постигают как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилия соперника.  
      Все вышеописанное касается подготовки к рукопашной схватке. А уж про подготовку к бою и говорить нечего. Когда Кадочников начинает рассказывать о плотности воздуха, морских течениях и температуре вод, цвете листвы и травы, то становится яснр, что "русским стилем" нельзя заниматься на досуге - это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что традиции практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище человек, который помогает его возрадить.

    Славяно-горицкая борьба.


      У каждого, выбирающего стезю боевого искусства, неизбежно столкновение с дилеммой: красиво или реально? К сожалению, в жизни понятия "эффект" и "эффективность" мало соединимы. Вполне естественно, чему отдает предпочтение легковесная увлеченность и что оставляет для себя зрелый выбор. Представляя европейскую традицию боевого искусства, я никогда не переставал восхищаться изысканностью и коммерческой зрелостью ее восточного собрата. Да, Восток - это миф, ирреальность. Он эстетизирует все, даже самые незначительные, неприметные проявления бытия. Он всегда будет тяготеть к иллюзии, ставя человека на грань предела его жизненных возможностей. Вспомните хотя бы йогу. И рукопашный бой здесь - воплощенная иллюзия. Поединки сродни цирковому представлению, полному трюкачества, внешней напыщенности и едва допустимой достоверности, конечно, это привлекательно. Особенно для тех, кто не видит разницы между реальностью и ее идеализированным киноотпечатком. Нельзя сказать, что увлечение иллюзией абсолютно безобидно, ведь она разрушает способность соизмерять жизненные реалии. А это, увы, иногда чревато тяжелым отрезвлением. Не случайно сам Восток разделяет понятия "драка" и "боевое искусство". Впрочем, мы абсолютно различны. И наш разговор о драке, о драке, как об искусстве поведения, искусстве управления ситуацией, искусстве регуляции взаимоотношенй силовым способом, искусстве жизнеспособности, наконец, просто о боевом искусстве. Да, драка, в моем представлении, есть способ завоевать свое место в этом мире. А потому речь идет не только о кулачном умении, но и о состоянии вашей натуры, когда барометр души показывает на бурю, а сознание ищет причастия победой над тем, кто загораживает ваш горизонт. 
      Драка. Неужели это только стихийная сумасбродность и разнузданная непотребщина самопроявления? Нет, конечно же, нет. Славяно-горицкая борьба утверждает, что драка есть холодный расчет, уникальная точность действия и широчайший спектр рефлексов готовности: от парадокса до бытовой типичности мордобойного скандала. Мы провозглашаем своей религией рационализм, а идолом делаем результат. Мы приносим ему в жертву любую условность: спортивный зал, удобную одежду и обувь, специальную физическую подготовку. Мы остаемся наедине с реальностью, остаемся такие, как есть, и побеждаем. Я не помню случая, чтобы зрелый мастер славяно-горицкой борьбы проиграл хотя бы раз. 
      Штурмовое искусство, именуемое славяно-горицкой борьбой, не принуждает бойца самого решать на площадке проблему сопоставимости мастерства по типу "кто кого" за счет только личных данных. Например, по скорости рефлексов, способности предвидения реакции противника, запасу болевой прочности и т.п. Система выстраивает наиболее оптимальную модель боя как вообще, так и индивидуально для каждого. Поясню. Не секрет, что восточные единоборства часто устанавливают такие стандарты, которые значительно превосходят реальную целесообразность. Малоподвижные, перегруженные стойки, энергоемкие удары в высоких прыжках, неестественные для человеческой биомеханики передвижения и другое. Для того, чтобы побеждать таким способом нужно адаптироваться под условия данных программ боя. На это уходят годы. Но разве освоенная вами стилевая модель облегчила вам жизнь? Нет! Все равно быстро и маневренно передвигаться легче на свободных ногах с высоким центром тяжести, чем в низкой, широкой стойке со сдавленными ногами. Все равно удар развивается быстрее тогда, когда рука предварительно расслаблена, а не зажата концентрацией где-нибудь у бедра. Все равно результативно бьет не тот, кто бьет сильно, да и не тот, кто бьет по "точкам", а тот, кто неожиданно попадает. Механическое воздействие плюс стресс! Вот и получается, что хотя вы и мастер, но для того, чтобы побеждать по законам создавшей вас системы следует преодолевать объективные трудности, в которые вы сами себя поставили. Оттого славяно-горицкая борьба черпает свои двигательные стереотипы из природы человека (а не животных). Не просто человека, а человека, адаптированного к конкретным механическим нагрузкам. Развитого по степени этой адаптации. Оттого славяно-горицкая борьба использует в качестве реакции не осознанно сформулированные программы действия, а самую точную форму психического отражения - рефлексы. Боец изначально должен быть поставлен в такие условия, в которых ему удобно, легко и естественно драться. Удобно благодаря расчету на антропометрию, на типичность движения. И, конечно, удобно потому, что условия позволяют. Вот с этого мы и начнем. Условия. Как часто возможность вести результативный бой определяется условиями, в которые поставлен боец! Заставьте тхеквондиста продемонстрировать хотя бы половину своих возможностей на льду или на укатанном снегу. Боеспособность его ног, составляющая техническую основу системы, падает настолько, что вообще утрачивается образ реального поединка. Семь месяцев в году природные условия Средней полосы серьезно ограничивают устойчивость бойца на грунте. И это нельзя не учитывать. Условности вечно сопутствуют боевому искусству. Наиболее независима от них только штурмовая русская драка - славяно-горицкая борьба. 

    По материалам второй книги:"Искусство атаки". А.Белова.

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz